Версия для слабовидящих
Адрес электронной почты: ttschool@mail.ru


Телефон: +7 (918) 184-55-78
Пн-Чт с 9:00 до 18:00, Пт с 9:00 до 17:00
Выходные: Сб, Вс, праздничные дни

Уверенность в себе. Для родителей

Уверенность в себе. Для родителей

Мы запускаем серию статей об уверенности в себе. Наша сегодняшняя публикация написана для родителей, чьи дети занимаются настольным теннисом. О том как развить у ребенка уверенность в себе рассказала психолог Вероника Пирожкова.

  Как часто случается так, что на тренировке ребенок показывает хорошие результаты, а на соревнованиях что-то идёт не так и результат не оправдывает ожидания. В таком случае говорят – «ему/ей не хватает уверенности в себе». Что же такое уверенность в себе? Если вы зададите себе этот вопрос, то, скорее всего ответ будет похож на «Я могу…». Если посмотреть глубже, то это похоже на «Мне можно ошибаться, поэтому я могу…». Уверенность в себе характеризуется свободой от страха перед ошибками. Это не говорит о том, что спортсмену все равно выиграет он или нет. Это говорит о том, что ошибку можно и нужно проанализировать и исправить, усовершенствовать свое мастерство и добиться результата.   

Так что же влияет на уверенность в себе у ребенка?

В первую очередь значение имеет адекватная самооценка. Формируется она под влиянием родителей, тренера и ближайшего окружения ребенка. Научные исследования показывают, что на формирование самооценки ребенка оказывает личная самооценка его родителей. Чем адекватнее ваша самооценка, тем гармоничнее она будет формироваться у ребенка. То же самое касается способности добиваться успеха. Если вы сами можете ставить перед собой цели и достигать их, преодолевая неудачи, то, наблюдая за вами и впитывая этот опыт, ваш ребенок с большой долей вероятности тоже сможет это делать. Самооценка также формируется в процессе деятельности, когда ребенку становится конкретно видно, что он может сделать, а что нет. Отношение к ошибкам и неудачам – ещё один важный аспект этого вопроса. Ошибаться – это нормально, важно научить ребенка исправлять ошибки, видеть их.

На уверенность ребенка в себе  влияет соревновательный опыт: не следует ожидать от него уверенной игры, если он только начал принимать участие в соревнованиях, редко выступает или у него был большой перерыв в спорте. Незнакомая обстановка, большое количество людей, неизвестные соперники – все это первое время сильно влияет на детскую психику, сбивает. По мере приобретения опыта ребенок все меньше обращает внимания на внешние факторы и все больше – на процесс игры.

Уверенность в себе, конечно, зависит от результата. Победа, успех на соревнованиях укрепляет уверенность в себе. И, наоборот, проигрыш может вселять сомнения в собственных возможностях. В связи с этим полезно формировать у детей отношение к проигрышу как к результату, который следует проанализировать и понять, что необходимо изменить и в следующий раз выступить лучше. Это особенно важно в период с 7 до 11 лет, когда формируется трудолюбие, желание самостоятельно достигать определенного результата, способность творчески решать поставленные задачи. Если в этот период у вашего ребенка одна за другой складываются ситуации, где он не чувствует удовлетворения от деятельности, успеха, радости от процесса, слышит всегда чем-то недовольного родителя, то складывается так называемый комплекс «выученной беспомощности», ощущение неполноценности. Это состояние из разряда «что бы я ни делал – все равно ничего не получится, лучше уж тогда ничего не делать». Поэтому полезно целенаправленно создавать ситуации успеха, чтобы дать ребенку почувствовать, что у него получается, обращать внимание на его сильные стороны, достоинства, способности.

Ваше собственное отношение к победам и поражениям ребенка. Если мама или папа искренне расстраиваются от того, что им хотелось, чтобы их ребенок занял призовое место, а он проиграл – ребенок это очень хорошо чувствует. Мало того, что проиграл, так еще и мама расстроилась… Быть рядом и разделять с ребенком его чувства и эмоции по поводу проигрыша или расстраиваться из-за занятого места – не одно и то же. Не пытайтесь защитить вашего ребенка от переживания поражения. Будьте доступны эмоционально для него в этот период, поговорите об этом, но не обесценивайте этот опыт. Он очень важный. Этот опыт учит юного спортсмена проявлять упорство в достижении целей, волю, ответственность, развивает стойкость в трудных ситуациях. Ребенку необходимо, чтобы рядом с ним находился взрослый, который любит его, ценит и верит в то, что, если приложить усилия, то все у него получится.

На уверенность в себе влияет характер отношения родителей к занятиям спортом их ребенка. Если со стороны одного из родителей или близких родственников ваш ребенок слышит опасения или негативные высказывания относительно занятий спортом, то у него тоже могут периодически возникать сомнения и страхи. Еще хуже, когда один родитель «за» занятия, а другой «молча против» (или не молча). В таком случае у ребенка может проявляться чувство вины, что совершенно не способствует укреплению уверенности в себе. Проанализируйте свое отношение к спорту, опасения, страхи и т.д. Лучше, если вы это обсудите с супругом или с психологом, чтобы не транслировать все это своему ребенку.

Особое внимание хочется уделить амбициям родителей. Иногда встречаются такие ситуации, когда родители, сами того не желая возлагают на ребенка слишком большие ожидания. Непосильные ему в данный момент времени. Обычно это происходит в качестве компенсации недостатка собственных успехов или для поддержания «имиджа» семьи. В таком случае любая неудача воспринимается ребенком как «я не дотягиваю, я не соответствую и т.д.», об уверенности в себе тут и речи не идёт. Для отделения собственных амбиций от реальных способностей вашего юного спортсмена можете взять лист бумаги, озаглавить его «Чего я хочу на самом деле» и в течение 15 минут выписывать все, что приходит в голову относительно ваших личных желаний в своей жизни, без ограничений, самые невероятные мечты. Сначала может быть трудно, не бросайте. Когда напишите всё, посмотрите внимательно на этот список. Есть ли в нем то, что вы не позволяете себе, ограничиваете себя и пытаетесь реализовать это свое желание через своего ребенка. Может есть смысл попробовать сделать для себя то, что давно хотелось, но не было времени/денег/ресурсов и т.д. Наблюдайте за своим ребенком, какой он, что он любит, а что не любит, что приносит ему радость, что у него хорошо получается, какими способностями он обладает и т.д. Ваше принятие его особенностей является фундаментом для его уверенности в себе. Со временем в подростковом и юношеском возрасте он постепенно научится сам себя поддерживать, быть себе опорой, преодолевать трудности и оставаться с положительным отношением к себе. Но пока ему важно это получать от вас.

Подытоживая все вышесказанное: основной принцип в формировании и поддержании уверенности в себе у вашего ребенка – это безусловное принятие, поддержка и собственный пример.

Все новости

Телефоны горячей линии

В соответствии с распоряжением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 8 июля 2004 года № 805-р «О мерах направленных на погашение предприятиями края задолженности по заработной плате», а также с целью оперативного и своевременного выявления случаев невыплаты заработной платы работникам предприятий, осуществляющих деятельность на территории Краснодарского края, в соответствующих органах власти работают телефоны «горячая линия»

8 (861) 991-09-55
Государственная инспекция труда в Краснодарском крае
8 (861) 210-70-50
Министерство экономики Краснодарского края
8 (861) 252-33-15
Министерство труда и социального развития Краснодарского края