Мы уже рассказали вам об отцах-тренерах и узнали у их детей насколько сложно быть ребенком такого родителя. Теперь же мы хотим представить женский взгляд на взаимодействие мамы-тренера с дочерью. Своими мыслями на этот счет с нами поделились Александра Александровна Плачковская и Ирина Михайловна Крылова.
Почему вы решили отдать ребенка именно в свой вид спорта?
Александра Александровна Плачковская: Мы целенаправленно выбрали этот вид спорта. Я сама тренер и мне хотелось бы чтобы дочь пошла по моим стопам. Люблю настольный теннис. Считаю этот вид спорта очень интересным и динамичным. Он позволяет гармонично развить не только физические данные, но личностные качества. Это очень эмоциональный вид спорта. Здесь все происходит не монотонно и синхронно, а очень подвижно. Как в жизни. Можно выплеснуть энергию. Так что другие виды спорта я просто не рассматривала. Для общего развития, когда Элине было 3 года я отдала ее на танцы. Дочка тренировалась со мной в зале и параллельно ходила на танцы. Она хорошо танцевала и даже выступала. Элина и сейчас занимается балетной хореографией в детской школе искусств им. С.В. Рахманинова.
Ирина Михайловна Крылова: Когда мама и папа тренеры, то выбор очевиден. Не было такого, чтобы Маша сказала, что хочет заниматься чем-нибудь другим. Видимо другие варианты она не рассматривала. Мы с мужем всегда находились в зале, и дочка все детство провела с нами. Желание совпало с возможностями, и наша девочка стала тренироваться.
Правда ли, что своих детей тренировать сложнее?
А.А. Плачковская: Я бы сказала, что сложно с психологической точки зрения. Потому что с физической стороны ты прекрасно знаешь, что нужно твоему ребенку. Он постоянно находится рядом с тобой и ты видишь какие у него слабые места. Наблюдаешь за ним не только на тренировках и знаешь какие у него проблемы в других аспектах жизни. Ты можешь поддержать его в психологическом плане и проработать некоторые моменты.
Ирина Михайловна Крылова: Я занималась с дочкой только первые 3-4 года пока она была маленькая. С младшей дочкой я не занималась, ее тренировал отец, а я только на соревнования ездила. Мне с ними никогда не было сложно. Может быть, мне просто с детьми повезло. Хотя, возможно, так происходит, потому что к другим детям, которые давно со мной занимаются я отношусь также, как к своим. Для меня они все равны.
Почему трудно работать с собственными детьми?
А. А. Плачковская: Я считаю, что с одной стороны выгодно быть тренером своего ребенка, но с другой есть и свои сложности. Например, ты требуешь от него больше, чем от других детей. Ведь ты хорошо знаешь, на что он способен и какой у него потенциал. Поэтому ты стараешься дать ему максимум.
Как правильно расставить приоритеты, чтобы уделять достаточно внимания не только своему ребенку, но и другим спортсменам?
И. М. Крылова: Все зависит от поставленных задач, а не от того твой это ребенок или нет. Если ты готовишь опытного спортсмена к соревнованиям, то, естественно, ты уделяешь ему больше внимания. На начальном же этапе дети равны. Просто, если у твоего ребенка что-то не получается, то ты можешь оставить его после тренировки и поработать с ним.
А.А. Плачковская: Один из вариантов решение этой проблемы – работа с другим тренером. Сейчас Элина тренируется у Татьяны Александровны Поповой и Степана Евгеньевича Шакутина. Но я тоже раньше работала с дочкой и могу сказать, что не существует какого-то определенного баланса. В группе все равны. Просто ты больше времени уделяешь тем спортсменам, у которых лучше получается играть.
Какие плюсы и минусы в работе с собственными детьми?
И. М. Крылова: Я минусов не вижу. Мне всегда доставляло удовольствие с ними работать, потому что они очень старательные и исполнительные. Для меня хорошо, что дети всегда находились рядом со мной на работе. Без них как-то не так уверенно себя чувствуешь.
А.А. Плачковская: О минусах я уже сказала. К плюсам я бы отнесла то, что ты как родитель можешь контролировать его режим дня, состояние здоровья и питание, создаешь ему рацион необходимый для спорта. Ты сам понимаешь, что в данный момент нужно твоему ребенку как спортсмену. Другой плюс – осознанность. Ты ответственнее и серьезнее относишься, как к тренировочному процессу, так и к самому виду спорта. Как тренер ты знаешь к какому результату хочешь привести своего ребенка.
Мы задали пару вопросов и детям мам-тренеров.
Как это когда мама-тренер?
Элина Плачковская: Ты стремишься чтобы твои навыки игры были на высоте, потому что ты хочешь соответствовать такой маме. Стараешься добиться хороших результатов и уважения со стороны окружающих.
Тяжело ли когда оба родителя в семье тренеры?
Мария Ненашева (Крылова): Нет, я всегда воспринимала это как данность.
Часто ли вы дома говорите о настольном теннисе?
Элина Плачковская: Да, мы часто разговариваем о мировых спортсменах и наших девочках-теннисистках, на которых нужно равняться.
Мария Ненашева (Крылова): Конечно. Это ведь наша жизнь. Возможно, если бы я не занималась теннисом, то меня бы эти разговоры напрягали. Когда же ты сам являешь спортсменом, то обсуждение вида спорта становится неотъемлемой частью твоей жизни.
Пробовали ли вы когда-нибудь заниматься другим видом спорта?
Мария Ненашева (Крылова): В школьные годы я играла в баскетбол и занималась легкой атлетикой. Выступала за школу и за город. Так что в моей жизни был не только настольный теннис и мне есть с чем сравнить.
Элина Плачковская: Я бы хотела заниматься фехтованием, потому что там сильно задействованы ноги, а они у меня хорошие. Но это не вместо настольного тенниса, а вместе с ним. Еще я занимаюсь танцами. Мне нравится танцевать и у меня отлично получается. Педагоги меня хвалят.
Чего больше плюсов или минусов, когда тебя тренируют родители?
Мария Ненашева (Крылова): Если бы вы спросили меня об этом в 15 лет, то я бы ответила иначе. Сейчас я вижу в основном плюсы. Безусловно тебе уделяют больше внимания, как спортсмену. Устраивают тебя на соревнования и сборы. Они занимаются твоей спортивной карьерой активнее, чем обычные родители и вкладываются в тебя больше.
Все новости