Версия для слабовидящих
Адрес электронной почты: ttschool@mail.ru


Пн-Чт с 9:00 до 18:00
Пт с 9:00 до 17:00
Выходные: Сб, Вс,
праздничные дни

О КУЛЬТУРЕ ДЕТСКОГО ТРЕНЕРА

О КУЛЬТУРЕ ДЕТСКОГО ТРЕНЕРА

Кандидат педагогических наук, доцент А.М. Якимов

Одна из основных профессиональных функций детского тренера состоит в том, чтобы нести своим юным воспитанникам культуру самую высокую, делающую их лучше, человечнее. И, как ни странно, именно здесь среди тренеров возникают различные заблуждения. Одни искренне верят в то, что если они научат юных спортсменов вежливости, правилам хорошего тона, искоренят у них привычку давать друг другу прозвища, привьют им некоторый интерес к воспитанию прекрасного, можно будет считать дело сделанным, культурную программу-минимум выполненной. Другие тренеры имеют иной взгляд по этому вопросу. Они считают, что в их задачу входят не только развить физические качества у юных спортсменов и обучить их технике или тактике своего вида спорта, но и помочь мальчишке или девчонке найти образ человека для подражания, умело воспитывать в учениках желание равняться на высокие нравственные идеалы в спорте, вот, мол, первооснова культурности.

Можно привести иные точки зрения, иные подходы. Сам собой напрашивается вопрос: "А что такое культура, культурный человек, в частности тренерская культура?" Слово "культура" пришло из латинского языка и первоначально означало обработку, уход, возделывание...речь шла не только о земле, но и об усовершенствовании "умственного поля", нравственных достоинств и качеств человека.

"Культурный человек, - по мнению академика Д. Лихачева, - это не тот, кто много читал классических произведений, много слушал классическую музыку и т. д., а тот, который обогатился всем этим, которому открылась глубина мысли прошедших веков, духовная жизнь других, который многое понял, следовательно, стал терпелив к чужому, стал это чужое понимать".

Какое содержание вкладываем мы сегодня в понятие "культурный человек"? В первую очередь мы имеем в виду ту истинную интеллигентность, которая предполагает не только желание воспринимать ценности человеческой культуры, без чего человек и жизни своей уже не мыслит, но и неукоснительное воплощение в повседневном общении тех нравственных правил, которые приобретаются в соприкосновении с произведениями искусства. Это требует огромных сил, времени, постоянного учения. Нельзя позволять душе лениться. Это в первую очередь относится к нам самим, наставникам. Если мы сами не будем стремиться к культуре, как мы будем требовать этого от юных воспитанников? Если сами не будем интересоваться театром, музыкой, живописью, как заинтересуем этим спортсменов?

Понятие "тренерская культура" еще не приобрело права научного термина. Оно недостаточно исследовано и описано в специальной литературе. Видимо, поэтому опрос наставников различных детско-юношеских школ и тренеров школ высшего спортивного мастерства показал, что у них самые различные представления о тренерской культуре. Одни подразумевают под этим понятием высокий уровень тренерского образования, другие - этико-педагогические качества личности тренера, выделяя педагогический такт и уважение к личности спортсмена, третьи - тренерское мастерство и т.д. Наиболее опытные тренеры считают, что тренерская культура охватывает все сферы личности тренера, весь его жизненный опыт. Говоря о тренерской культуре, вероятно, следует учитывать и то, что вошло в нее из общечеловеческой культуры, и то, что порождается непосредственно тренерским трудом. Кроме того, существует и нечто более частное - индивидуальные особенности проявления культуры конкретного человека. Не претендуя на строго научную доказательность на основе многолетних наблюдений за работой большой группы детских тренеров, можно назвать наиболее существенные признаки тренерской культуры как сложного качества личности тренера. К ним можно отнести:

1) ярко выраженную, устойчивую тренерскую направленность интересов и потребностей;

2) умственное, нравственное и эстетическое развитие;

3) тренерское мастерство;

4) доброжелательный характер, общительность, увлеченность работой;

5) установку на постоянное самосовершенствование;

6) культуру темперамента;

7) широкий научный и художественно -эстетический кругозор;

8) способность легко и естественно входить в творческое состояние, умело актуализировать свои эмоциональные, интеллектуальные и волевые процессы.

Разумеется, тренерская культура не сводится ни к отдельно названным качествам, ни к их сумме. В ее основе лежат мировоззрение, нравственные, эстетические, интеллектуальные и другие компоненты общей культуры человека. Тренерская культурная программа должна быть направлена в первую очередь на то, чтобы научить юного воспитанника чувствовать чужую боль, как свою, прививать уважение к человеческой личности, воспитывать ненависть к эгоизму, стяжательству, лжи, фарисейству. Она должна воздействовать на спортсменов любого возраста. Что касается культуры самого тренера, - это способность жертвовать личным, своим ради воспитанников, во имя спортсмена. Культура тренера должна быть в его истинном, а не в показном уважении к личности спортсмена, хотя этому спортсмену может быть от роду каких-нибудь 5-7 лет. Тренерская культура должна выражаться в высокой терпимости, чуткости, в способности к сопереживанию. Если тренер ненавидит подхалимов, если он решительно пресекает всякую попытку угодничества со стороны как своих коллег, так и своих спортсменов и других лиц, это говорит о том, что у него есть собственная точка зрения по этому вопросу. Кстати говоря, тренер не должен забывать одной простой истины: юный спортсмен имеет свойство взрослеть, и за этот период времени может сменить не один спортклуб или коллектив. Иными словами, тренера, как правило, ожидает беспокойная жизнь, так как он вынужден иногда вместе со спортсменами приспосабливаться к новым условиям моральной обстановки в коллективе. А если в этом коллективе пышным цветом процветают угодничество, жульничество, подхалимство, то честному, порядочному тренеру будет нелегко. Представьте, какие огромные усилия потребуются ему, чтобы сохранить свою точку зрения в таком коллективе или команде? Сумеет - значит, он носитель высокой тренерской культуры и к тому же человек чести.

Быть культурным - не значит, однако, накопить запас цифр, имен, дат, словом, разнообразной и, бесспорно, нужной информации, которую нам дает образование. Этого мало. Быть культурным - значит постоянно и непрерывно совершенствовать, улучшать себя во многих отношениях.

Роль воспитанности при этом, пожалуй, не меньшая, чем роль образованности, так как образованный хам едва ли лучше хама необразованного. Поучителен в этом отношении сформулированный А.П.Чеховым перечень качеств, которыми должен обладать порядочный и воспитанный человек. Изложил он это в письме к своему брату Николаю, указывая на его недостатки: " Недостаток у тебя только один...это твоя крайняя невоспитанность... Воспитанные люди, по моему мнению, должны удовлетворять следующим условиям: они уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы...Они не бунтуют из-за молотка или пропавшей резинки. Живя с кем-нибудь, они не делают из этого одолжения, а, уходя, не говорят: " С Вами жить нельзя..!" Они сострадательны не к одним только нищим и кошкам. Они болеют душой и от того, чего не увидишь простым глазом... Они чистосердечны и боятся лжи, как огня. Не лгут они даже в пустяках. Ложь оскорбительна для слушателя и опошляет в его глазах говорящего. Они не рисуются, держат себя на улице так же, как дома, не пускают пыли в глаза меньшей братии. Они не болтливы и не лезут с откровенностями, когда их не спрашивают... Из уважения к чужим ушам они чаще молчат...Они не унижают себя с той целью, чтобы вызвать в другом сочувствие. Они не играют на струнах чужих душ, чтобы в ответ им вздыхали и нянчились с ними... Они не суетны... Делая на грош, они не носятся со своей папкой на сто рублей и не хвастают тем, что их пустили туда, куда других не пустили... Истинные таланты всегда сидят в потемках, в толпе, подальше от выставки... Если они имеют в себе талант, то уважают его. Они жертвуют для него покоем, женщинами, вином, суетой. Они горды своим талантом... Они воспитывают в себе эстетику. Они не могут уснуть в одежде, видеть на стене щели с клопами, дышать дрянным воздухом, шагать по оплеванному полу... Они стараются, возможно, укротить и облагородить половой инстинкт... Они не трескают походя водку, не нюхают шкафов, ибо они знают, что они не свиньи...

Таковы воспитанные... Чтобы воспитаться и не стоять ниже уровня среды, в которую попал.., нужны беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение, штудировка, воля...Тут дорог каждый час...". А.П. Чехов показал образец и того, как можно сформировать себя по образцу должного. Ему удалось изжить в своем характере все, что он считал недостойным, выработать в себе культуру личности, деликатности и обаяния. В одном из писем к жене он отмечал: "Ты пишешь, что завидуешь моему характеру. Должен сказать тебе, что от природы характер у меня резкий и вспыльчивый и пр. и пр. Но я привык сдерживать себя, ибо распускать себя порядочному человеку не подобает. В прежнее время я выделывал черт знает что".

"И воспитание, и образование неразделимы. Нельзя воспитывать, не передавая знания, всякое же знание действует воспитательно". Эти слова Л.Н. Толстого должен пропустить через себя каждый тренер.

Другими словами, они должны стать тренерским кредо каждого наставника. Поэтому, чтобы быть культурным тренером, надо стать воспитанным и образованным, а эти качества не даются сами собой, человек приобретает их в основном в результате работы над собой.

Закономерен вопрос: "А каков потолок культуры тренера и откуда он должен черпать культуру?" Как известно, у культуры нет, так сказать, верхнего предела, поэтому каждому детскому тренеру надо набирать высоту до тех пор, пока он жив, иначе он не тренер. Главным родником культуры для тренера является книга, которая вбирает в себя все лучшее, что выработано человечеством за долгие годы своего развития. Это не говорит о том, что все книги должны нести в себе положительные "заряды" культуры. К сожалению, существуют еще в нашей жизни и плохие книги - бесталанные, пустые, откровенно вредные. Чтобы научиться отделять зерна от плевел, тренер должен начинать книжное просвещение с глубокого проникновения в народные образы, с выбора своих эталонов, а не навязанных различными пропагандистскими машинами. Великое искусство чтения, как утверждают многие специалисты из разных областей знаний, это не быстрое складывание слов во фразы, не слежение за сюжетом (с чего началось, как дальше дело было и чем оно закончилось), а способность входить в мир книжных героев, сопереживать, спорить с ними, любить и ненавидеть, вырабатывать свое собственное суждение о каждой прочитанной книге, будь она художественная или научная, и о ее авторе. Другим всегда действенным и неиссякаемым источником культуры для тренера является искусство во всех его проявлениях и видах. О том, как воспринимать музыку, живопись, театр, специалистами из этих областей написано немало, всех рекомендаций на этот счет не привести, однако надо отметить: рассматривая картину великого или вовсе не известного художника, слушая музыку, смотря спектакль или фильм, тренер должен следить за теми чувствами, которые возникают в его душе. Настоящее искусство, как утверждают многие специалисты, непременно затрагивает чувства человека: радует или печалит, вызывает восторг или грусть, зовет на подвиг или к отступлению. Если такого не происходит, то либо перед вами подделка, либо данный вид искусства вы воспринимать не способны, так как далеко не каждый тренер может быть таким ценителем музыки, встречаются люди, которые не воспринимают живопись. В подобных случаях говорят, что это их несчастье, их беда, а вовсе не вина.

Следующим важным источником культуры для детского тренера является живое общение с людьми. Чтобы пользоваться этим источником с наибольшим успехом, тренеру прежде всего надо научиться слушать других, понимать людей, не спешить опровергать чужие мнения, не относиться с пренебрежением к нетрадиционным методам тренировки или обучения. Понятно, что чье-то мнение, другой взгляд на жизнь или на работу ни для кого не обязательны, но уж если тренер решил опровергнуть этот взгляд или мнение, он должен опровергать уважительно и непременно доказательно: факты против фактов, доводы против доводов, а не просто слова. Истинный тренер - всегда истинный интеллигент. Закономерен вопрос:" А как отличить истинного интеллигентного человека от, так сказать, абитуриента на это звание?

Интеллигент - носитель высокой культуры, а не просто обладатель диплома или ученой степени. Формальная образованность никакой интеллигентности не гарантирует. Или мало у нас тренеров-хамов с высшим образованием? Интеллигентный человек, -писал В.М. Шукшин, - это неспокойная совесть, ум, полное отсутствие голоса, когда потребуется для созвучия "подпеть" могучему басу сильного мира сего, горький разлад с самим собой из-за проклятого вопроса: "Что есть правда?" Гордость...и сострадание к судьбе народа. Неизбежное, мучительное".

А вот мнение по данному вопросу академика Д. Лихачева: "Интеллигенты - это не просто люди, занятые умственным трудом, имеющие знания или даже просто высшее образование, а воспитанные на основе своих знаний классической культуры, исполненные духа терпимости к чужим ценностям, уважения к другим. Эти люди мягкие и ответственные за свои поступки, что иногда принимается за нерешительность. Интеллигента можно узнать по отсутствию в нем агрессивности, подозрительности , комплексов собственной неполноценности, по мягкости поведения. Агрессивен только полуинтеллигент, теряющий себя в шаманизме "массовой культуры"".

Поступки тренера - это результат его взглядов, следствие широты кругозора, показатель интеллекта. Интеллект считается непременным условием культуры детского тренера. В этом убеждаются многие собеседники, когда имеют дело с тренером, широко эрудированным и все понимающим, который умеет общаться на равных с людьми любой социальной категории.

Тренер должен много внимания уделять воспитанию у юных спортсменов культуры поведения. В свое время артист Б. Бабочкин вел в "Литературной газете" рубрику "Воспитывать воспитанность". Вроде бы, и старомодно, но, увы, сколько огорчений в жизни людей бывает именно на этой почве. Забытые правила хорошего тона приятны и необходимы каждому человеку. Юные спортсмены должны знать, что здороваться и прощаться надо, называя человека, к которому обращаемся, по имени и отчеству. Недопустимо, чтобы спортсмены первыми протягивали руки взрослому, чтобы при разговоре держали руки в карманах, воспитанникам следует извиняться, когда они перебили чужую речь, просить прощения за нечаянные поступки.

Культура общения - это не просто способ обмена информацией между тренером и юными спортсменами группы или команды. Она может стать для них источником радости, вдохновения, душевного подъема, если подходить к ней как к искусству. Исходя из этого, дадим тренеру ряд советов по данному вопросу. Чтобы владеть культурой общения, быть интересным собеседником, тренер должен:

  1. Развивать чувство эмпатии, которое заключается в умении понять, что чувствует и переживает юный спортсмен, посмотреть на мир его глазами.
  2. Учиться находить соответствующий способ вступления в контакт в плане интонаций, мимики и жестов.
  3. Воспитывать в себе терпимость и сдержанность, особенно в отношении того, с кем вы не согласны или кого не одобряете.
  4. Проявлять инициативу, активность в общении.
  5. Вести диалог конструктивно, предлагая конкретные решения того или иного вопроса.
  6. Проявлять мудрость в беседах и поступках, что предполагает умение предвидеть их последствия во взаимосвязи с другими событиями, отличать главное от второстепенного.

Чтобы вести беседу и управлять поведением юных спортсменов, тренеру необходимо:

  1. Быть компетентным и эрудированным в тех вопросах, которые его касаются.
  2. Держаться уверенно, быть внутренне собранным и решительным.
  3. Использовать все средства для выражения своих мнений и чувств (напор в голосе, выразительные жесты и т.д.).
  4. Излагать мысли ясно, просто и коротко, подводя спортсмена к тому, чтобы он сам делал выводы.
  5. В конце разговора или беседы подчеркнуть ее полезность, а если возможно, то и приятность.

Чтобы устранить возникшие разногласия или неудовольствие в адрес тренера, он должен:

  1. Сохранять достоинство и не унижать достоинства юного спортсмена, даже если тот неправ.
  2. Использовать поддержку воспитанников для предупреждения спортсмена.
  3. Стараться проводить в беседе или диалоге свою логику, даже когда спортсмен навязывает другую логику рассуждения. Не следует тратить время на поиск доказательств его неправоты, лучше требовать от него доказательств его правоты и разбивать приводимые им аргументы.
  4. Пытаться предвидеть возможные возражения спортсмена и парировать их.
  5. Стремиться чаще добиваться согласия спортсмена, подчеркивать, что взаимные разногласия не столь уж значительны.

Чтобы правильно вести себя в конфликтной ситуации, тренеру необходимо:

1) не усиливать, а гасить конфликт, давать ответы без стремления больше отомстить спортсмену, группе или команде;

2) воспринимать некорректное или грубое поведение, особенно юных спортсменов, не как попытку унизить вас, а как проявление их ограниченной культуры и психологической невоспитанности, о чем следует сообщить им;

3) не выходить из дозволенных вам рамок и не требовать от спортсмена сверх того, что не входит в его права и обязанности;

4) прежде чем приступать к наказаниям, следует предупредить о них и предложить в качестве альтернативы миролюбивые способы выхода из конфликта.

Таким образом, каждый детский тренер обязан стремиться к тому, чтобы данные правила стали неотъемлемыми в его поведении, а его общение со спортсменами группы или команды служило эталоном культуры человеческих взаимоотношений.

И в заключение следует, наверное, ответить на самый главный вопрос: "Что же из себя представляет культурный детский тренер?"

Во-первых, это прежде всего истинный интеллигент, который воспринимает все ценности человеческой культуры.

Во-вторых, он неукоснительно соблюдает в повседневной жизни нравственные правила.

В-третьих, знает и понимает жизнь во всех ее проявлениях.

В-четвертых, до конца жизни любознателен.

В-пятых, совершенно не делает разницы между собой и юными воспитанниками.

В-шестых, непоколебимо верит в правду и добро.

В-седьмых, постоянно повышает свое профессиональное мастерство.

В-восьмых, должен быть активным строителем правового государства.

В-девятых, без постоянной работы детского тренера над развитием своей личности достигнуть высокой тренерской культуры невозможно.

В-десятых, если детский тренер обучает своих юных воспитанников культуре, он и сам одновременно должен учиться культуре, так уж распорядилась жизнь. Это диалектика: учишь - учись.

Все новости